ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ ПРОТИВ ДЕТЕЙ

Важность профилактики для развития личности

Профилактика физического и сексуального оскорбления по отношению к ребенку имеет важное педагогическое значение, так как физическое и сексуальное оскорбление имеют свои последствием различные нарушения в развитии личности ребенка, а также снижение качества эмоциональной жизни, социальной жизни, реализации в межличностных отношениях, включая брак и семью. Одно из таких нарушений – это формирование психологии жертвы и искаженные представления о границах, благодаря которым по отношению к данной личности становятся более вероятными повторные преступления аналогичного характера. В некоторых случаях пережитый ребенком стресс может привести к психическому заболеванию.

Важность профилактики связана также и с тем, что дети особенно беззащитны по отношению к насилию. Так как имеют меньше, чем взрослые, физических, психологических и личностны ресурсов для защиты себя.

Статистика и реальность ситуации

В обществе, в средствах массовой информации циркулирует довольно-таки большое число мифов относительно сексуальных преступлений. В то же время реальный статистический материал помогает сориентироваться и сделать практические выводы.

Образ насильника

Так, например, по данным статистики 80% сексуальных преступлений по отношению к детям совершаются людьми, которых ребенок знает, и только 20% - людьми, незнакомыми ребенку. Эти данные показывают, что на самом деле большего внимания и контроля требует круг общения и образ жизни самих родителей, а также круг общения ребенка, вместо традиционного страха перед «незнакомым насильником».

Кто жертва?

Одновременно с этим требует осознания тот факт, что жертвами насилия становятся не только девочки, но и мальчики. По данным американской статистики, сексуальному оскорблению подверглись в возрасте до 16 лет каждая третья девочка и каждый четвертый мальчик, не менее 1 раза.

Что считать насилием?

Здесь необходимо уточнить, что возможны расхождения статистических данных по этому вопросу, так как в разных культурах разные ситуации могут определяться или не определяться как «насилие», как в юридическом смысле, так и в психологическом. В нашем традиционном представлении в категорию насилия, оскорбления, входят преимущественно случаи насилия, являющиеся очевидным основанием для обращения в судебные органы. В американском представлении в понятие сексуального оскорбления входит более широкий класс ситуаций, например, включающий сексуально окрашенные прикосновения или эксплуатация зависимости или непонимания того, что происходит, из-за возраста.

Место происшествия

Распространенное представление о месте происшествия состоит в том, что обычно это улица, парадная (подъезд) дома, пустынные, безлюдные места, для подростков – дополнительно «подключаются» вечеринки. Между тем, имеются еще достаточно часто встречающиеся «места» риска. Сексуальное и физическое оскорбление по отношению к ребенку часто происходит в «публичных» местах, где ребенок длительное время остается без родителей, будучи «перепоручен» другим взрослым, и потому наиболее беззащитен. Взрослые клиенты часто рассказывают о насилии со стороны взрослых несексуального или сексуально окрашенного характера, происходящего с ними в детском санатории, или когда они детьми находились в больнице, в пионерском летнем лагере, также в школе и в детском садике. К сожалению, это так. Это также может быть двор или школа, если речь идет об оскорблении со стороны сверстников или более старших детей. И также непосредственно может быть просто открытая улица, открытое общественное место. Особенно опасны места проезда и парковки автомашин, так как имеется возможность запереть жертву в автомобиль и быстро скрыться.

Пример 1. из рассказа клиентки: Женщина шла со своей дочерью по Невскому проспекту. Вдруг неожиданно из стоящего у обочины автомобиля выскочил мужчина, схватил девочку за волосы и стал затаскивать в автомобиль. Произошла драка, и женщина конечно же "отбила" свою дочь. А что было бы, если бы девочка гуляла по Невскому одна?

Направления профилактики насилия и оскорбления

Что могут сделать родители в семье для профилактики оскорбления и насилия по отношению к своему ребенку?

Профилактика может проводиться по следующим направлениям:

Информирование ребенка о правильном поведении

Правильное воспитание, исключающее, в том числе, формирование психологии жертвы.

Контроль влияния средств массовой информации

Исключение насильственных форм воздействия на ребенка в семье

Конфронтация насилию

Формирование взаимоотношений доверия в семье

Забота о защищающих условиях.

Информирование ребенка.

Информирование ребенка о возможно опасных для него ситуациях, и способах поведения в этих ситуациях, необходимо со стороны родителей, если нет возможности доверить это дело специалисту. При разговоре с детьми на данные темы важно самим быть в спокойном состоянии, чтобы не передать ребенку свою излишнюю тревожность и страхи, касающиеся данного вопроса. Дети очень интуитивны и достаточно хорошо угадывают то, что родители хотят спрятать под маской спокойствия, и могут заразиться вашим страхом. А страх имеет свойство сковывать инициативу, которая нужна как взрослому, так и ребенку для того, чтобы защитить свои границы в случае необходимости, или быстро ретироваться.

Дети должны получить информацию, что их тело принадлежит им самим, и никто без их разрешения и согласия не должен до них дотрагиваться. Здесь должна быть большая ясность в объяснениях, чтобы у ребенка сформировались «правила» общения, чтобы не было никакой размытости, неясности, в которой он, ребенок, мог бы запутаться, если, например, кто-либо захочет посадить ребенка к себе на колени, или просто погладить по голове. Важно научить ребенка говорить в этих ситуациях «нет», «я не хочу, чтобы ты трогал меня».

Важно также объяснять детям, что преступники по отношению к детям часто используют обман. Преступник, пытаясь проникнуть в квартиру, может назваться доктором, почтальоном, соседом с другого этажа, водопроводчиком и т.п., он также может назваться другом, приятелем, сослуживцем или знакомым матери, отца. Он даже может даже назвать их по имени, фамилии, отчеству. Но это вовсе не означает, что он знаком с родителями ребенка.

Один из моментов информирования ребенка, взаимосвязанный одновременно с воспитанием, касается наказаний. Важно объяснить ребенку, что наказать его за какой-либо проступок имеют право только родители или же педагог, которому родители «делегируют» свои полномочия на ограниченный промежуток времени, например – учителю на период пребывания в школе, и т.п. Другие взрослые при совершении проступка – должны обратиться к его родителям, но не имеют права его наказывать.

Опыт обнаруживает, что «оскорбители» используют этот прием, чтобы оказать психологическое давление на ребенка и объяснить свое поведение окружающим. Пример 2.: Попытка схватить и запереть ребенка в автомобиле, с объяснением того, что «он неправильно перешел дорогу и его надо отвезти в милицию».

2. Воспитание как профилактика (насилия и последствий насилия)

А. Современная традиция воспитания, к сожалению, формирует личность ребенка, удобного для взрослых, ребенка, получающего эмоциональное вознаграждение за послушное, безинициативное поведение, за подчинение. Ребенок, обученный таким образом постоянно радовать свое окружение, оказывается неспособен отклонить предложение, просьбу, и он также может быть «заворожен» приказом. Процесс личностного роста ребенка – это прежде всего процесс отделения от матери, от семьи, это рост способности принимать собственные, самостоятельные решения. Там, где в семье этого нет- формируется зависимая личность, и эту зависимость она повторяет во взаимоотношениях с другими людьми.

Оскорбления детей со стороны детей обусловлены потерей связи с семьей, с родителями, и высокой зависимостью от группы сверстников, что дает возможность последним манипулировать зависимым ребенком.

Под правильным воспитанием личности, способной дать отпор насилию.понимается прежде всего формирование автономной личности, умеющей говорить "нет". Анализ случаев насилия над детьми показывает, что насилие в большинстве случаев могло бы быть предотвращено в начальной стадии развития ситуации, если бы ребенок мог отклонить предложения взрослого.

Пример 3. из рассказа клиента: Мальчик дошкольного возраста 6-7 лет гулял в соседнем дворе (в городе) вместе с младшей сестрой. К ним на улице подошли двое незнакомых слегка подвыпивших мужчин и предложили пойти вместе с ними в дом, чтобы отдать им одежду и игрушки. Мальчик сказал, что он не пойдет, так как он интуитивно почувствовал.что это небезопасно, и что в парадной, если он войдет в дом, он будет более беззащитен, в сравнении с открытым пространством двора, просматриваемым из большого числа окон. Между тем его младшая сестра (около 3 лет) была намерена идти. Мальчик сильно держал ее за руку, хотя она пыталась вырваться, чтобы пойти вместе с мужчинами.

В данном случае также очевидно просматривается правило, что младший ребенок не может быть перепоручен взрослым под полную ответственность старшего ребенка.

Б. Дети в семьях, где активная защита себя и чувство гнева не одобряются ни при каких условиях, чаще имеют эмоциональные последствия случившегося в форме различных фобий.

3.Контроль влияния средств массовой информации

Ни для кого не секрет, что эпидемии различных инфекций наиболее быстро распространяются в городах, по сравнению с сельской местностью. Из-за большой скученности проживания люди интенсивнее влияют друг на друга, в том числе - и в информационном поле. Одним из источников такого информационного заражения являются средства массовой информации. Их влияние на взрослых, а также на детей, обусловлено в частности тем, что они воспринимаются как авторитетный источник информации.

Между тем, в СМИ зачастую, в искаженной форме описываются случаи насилия, методы насилия, замалчиваются их последствия. Огромное количество детских мультфильмов является иллюстрацией насилия, но без реальных последствий для героев. Дети могут воспринимать такие мультфильмы, как разрешения ударять, разрешать вопросы насильственными методами.игровые сюжеты мультфильмов не отражают реальности. в частности не содержат информации. что удары по голове могут вызвать сотрясения головного мозга, падения - переломы костей и т.п. Оберегите своего ребенка от того.чтобы он по незнанию не нанес вред другому ребенку, из непонимания последствий бездумных поступков как для себя самого, так и для другого ребенка.

Пример 4 из жизни: В день рождения мальчика (5 класс) родители выдали ему деньги, чтобы он смог отпраздновать свой день рождения с друзьями в ближайшем Макдональдсе (4 гостя). Дети отправились в Макдональдс без взрослых (!). В момент, когда именинник вышел в туалет, один из приглашенных под одобрительные взгляды остальных участников дня рождения подложил в напиток имениннику таблетку лекарства. После дня рождения по дороге домой ребенку стало плохо, он упал, не мог идти, стал терять сознание. Прохожие вызвали скорую помощь.

4.Исключение насильственных форм обращения в семье

Профилактика насильственных форм обращения в семье, включая физические наказания за проступки, ограничения свободы, такие, как запирание в помещении, обзывания и оскорбления, и т.п., увеличивают риск физического и эмоционального оскорбления ребенка другими лицами, так как ребенок привыкает к определенному стилю обращения с ним и начинает считать такое обращение нормой. Кроме того, воля к сопротивлению и способность сказать взрослому «нет» оказываются сломанными.

5.Конфронтация насилию

Следующее направление профилактики – это конфронтация насилию в жизни. Опыт работы с родителями обнаруживает множество случаев, когда родители знают, что по отношению к их ребенку было совершено насилие в детском учреждении, в форме «наказания за проступки» или же, как попытка дисциплинировать непослушного, заставить делать то, что считает нужным педагог. Все эти действия педагогов не соответствуют ни их званию, ни законодательству, ни этике. И в то же время, хотя действия педагога вредят развитию ребенка, родители в ряде случаев «пропускают это мимо», объясняя себе свое бездействие невозможностью забрать ребенка из учреждения, перевести его в другое учреждение, или тем, что к ребенку будут еще хуже относиться, если они заявят о случившемся администрации или самому педагогу. Однако, неэтичное поведение педагога может продолжаться, и в дальнейшем приведет к неоднократному психическому травмированию как данного ребенка, так и других детей.

Необходимо иметь также в виду, что травма наносится непосредственно не только самому ребенку, но также и остальным детям, ставшими свидетелями «наказания» или агрессивного поведения педагога, так как дети в такой ситуации думают, что и с ними могут поступить аналогично, если они совершат проступок, или у педагога будет плохое настроение.

6. Взаимоотношения доверия в семье

Невозможно иметь стопроцентную гарантию относительно того, что по отношению к вашему ребенку не будет попыток со стороны сверстников, старших детей и даже взрослых попыток торпедировать их личностные и физические границы, с разной степенью «зловредности». В жизни все может случиться, и даже присутствие родителей не дает стопроцентной гарантии.

Тем не менее, если какое-либо неприятное событие случилось с ребенком, он должен иметь возможность рассказать об этом своим родителям. Такой рассказ, возможность поделиться своими чувствами, является первым и важным психотерапевтическим фактором, снимающим эмоциональное напряжение, дающим поддержку о-кейности (самооценки и самопринятия) ребенка и шанс скорректировать полученный негативный опыт.

Для этого в семье должны присутствовать как доверительные отношения между детьми и взрослыми, так и определенные правила, которым следуют сами родители относительно проступков детей. Если в семье имеет место оскорбительная критика, насмешки, неуважение к чувствам ребенка, ребенок не расскажет вам о неприятных событиях, так как будет опасаться критики за то, что с ним это случилось, что он позволил этому произойти.

Ребенок также может бояться наказания за то, что с ним это плохое случилось, так как может испытывать чувство вины и приписывать себе ответственность за происшедшее.

К сожалению, по крайней мере, часть детей, не рассказывает родителям о происшествиях в этой области, и впервые рассказывают об этом психотерапевту или психологу-консультанту уже во взрослом возрасте.

Пример 5: Обращение за консультацией во взрослом возрасте. Сексуальный оскорбитель клиента - ребенок старше на 2 года своей жертвы. Проживал в соседнем дворе, учился в той же школе. Родителям не рассказал, так как с родителями не было доверительного контакта. В связи с этим пострадавший ребенок испытывал хронический стресс в течение последующих нескольких лет обучения, из-за того, что входя в школу, боялся встретить своего оскорбителя, испытывал чувство стыда и вины за то, что с ним это случилось, боялся, что могут узнать другие учащиеся. Хронические переживания в связи с этой ситуацией привели в последствие к серьезному личностному неблагополучию. Между тем, если бы родители знали о случившемся, можно было бы хотя бы перевести ребенка в другую школу, принять другие возможные меры по защите ребенка и устранению хронического стресса.

Рассказ ребенка родителям о случившемся важен также с той точки зрения, что родители могут предпринять активные социальные меры по восстановлению справедливости. Данные действия родителей являются дополнительным психотерапевтическим фактором для ребенка, восстанавливающим в нем веру в справедливость, дающим эмоциональную компенсацию, показывающим правильное поведение, которое он может моделировать со своих родителей и использовать, когда станет взрослым.

Так, например, если у ребенка отняли мобильный телефон на улице подростки, необходимо пойти вместе с ребенком в милицию и написать заявление об ограблении, если ребенка оскорбил другой ребенок или педагог в школе - добиться извинений, и т.п.

7. Защищающие условия:

Защищающие условия – это внешнее обеспечение условий защиты ребенка. Обычно они требуют материальных затрат и внимания к некоторым деталям.

Прежде всего, у ребенка, если он не рядом с родителями, должен быть с собой мобильный телефон, в том числе и с кнопкой «быстрого набора» номера родителей, что сейчас доступно практически каждой семье.

Модные прически с длинными локонами для мальчиков, делают ребенка беззащитным, так как можно схватить за эту прядь и удерживать его очень успешно, причиняя боль. Короткая стрижка лишает возможности ухватить ребенка за волосы.

Одежда ребенка должна быть в порядке. Например, такие шнурки в ботинках, которые не скользкие и не развязываются через каждые пять минут. Брюки не сползают с ребенка так, что он ботинками наступает на их края. Ботинки не должны скользить или сваливаться с ног, быть удобными при ходьбе и не натирать ног.

Пример из практики № 6. Мальчик, учащийся 6-го класса. В зимнее время самостоятельно, без родителей направлялся в школу. В месте перехода улицы, где он стоял у светофора, остановилась проезжающая автомашина, из которой выскочили двое мужчин и бросились к нему. Мальчик побежал во двор в обратную сторону, мужчины погнались за ним, и собственно ребенка спасло только то, что он побежал через залитый во дворе каток напрямую, и на его ботинках имелось специальное покрытие «антилед», что позволяло ему быстро продвигаться по льду. В то время как у мужчин ботинки на льду стали скользить и ноги разъезжаться, и они поняли, что жертву им не догнать.

Вторичное травмирование (эмоциональное жестокое обращение со стороны сверстников) касалось того, что дети стали насмехаться и издеваться над ним в связи с тем, что после инцидента в школу мальчика всегда сопровождали мама или бабушка. Семья была вынуждена перевести ребенка в другую школу

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 85 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.