Содержание и формы познавательного общения и взаимодействия ребенка со взрослым, поводом для которого становятся детские вопросы.
Партнерство со взрослым, общение со сверстником во время обучения, совместное решение проблемно-познавательных задач – основной путь познания математики.
Первая педагогическая установка.
Родителям и педагогам необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребёнка., поэтому следует всячески поощрять их.
Вторая педагогическая установка.
Детские вопросы подсказывают взрослому, что ребёнок открыт для интеллектуального общения и стремиться к нему. Диалог будет развиваться при условии, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого.
Стоит ли сразу давать ребенку готовый исчерпывающий ответ на его вопросы? Конечно же , сначала надо выяснить, как он сам понимает ситуацию, понять, каковы его рассуждения по данному поводу. Чаще всего у него имеются свои соображения, и он охотно делится ими с собеседником.
Предположения ребёнка можно подтвердить, если организовать кратковременные или длительные наблюдения за явлением, группой предметов или каким-либо объектом его интересующим. Иногда вопросы. которые возникают у ребёнка, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое экспериментирование помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящие с ними под воздействием человека.
Третья педагогическая установка.
Не подчёркивать своего интеллектуального превосходства над ребёнком, а поощрять его любознательность и пытливость. Иногда детей подавляет авторитет родителей, педагогов, старших братье и сестер, знающих ответы на все вопросы. Им порой кажется , что взрослые были такими всегда. При этом у ребёнка может развиться комплекс вины за своё неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности.
Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им интересны воспоминания близких или педагога о своих детских заблуждениях, промахах, трудностях, неудачах – о том, что сейчас воспринимается с улыбкой. Откровенный разговор с ребёнком создаст благоприятную атмосферу для познавательного общения. Как же получить ребёнку ответы на все его вопросы? Ведь детей не удовлетворяет перспектива : пойдешь в школу, будешь много изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребёнку нужен ответ незамедлительно .
Вот тут и срабатывает четвертая педагогическая установка – возможность и целесообразность приобщения ребёнка к книге, к познавательной и справочной литературе. Умение обращаться с такой книгой помогает даже в дошкольном и младшем школьном возрасте получить необходимую информацию.