Речевое взаимодействие взрослого с детьми
К речи взрослого в повседневном общении с детьми предъявляются определенные требования. Она должна быть :
- по возможности чаще адресована к ребёнку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;
- эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание выраженное определенным тоном, маленькому ребёнку часто более понятно, чем смысл слов;
- правильной, отчетливой, неспешной;
- понятной ребёнку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребёнка в речевой контакт со взрослым и активность его в этом процессе;
- более сложной, чем речь ребёнка, как по структуре и форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те , которыми он уже владеет.
Родители должны разговаривать с детьми в течение дня о том, что они видят и делают, готовя к следующему виду деятельности, объясняют, что предстоит сделать. Обсуждая с малышами события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры, взрослый комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, напевает песенки. Он сопровождает речью не только повседневные дела в семье: накрывание на стол, кормление рыбок в аквариуме, уход за растениями и пр. помогая взрослому , наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.
Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому взрослый стимулирует малышей обращаться друг к другу с вопросами. Просьбами, предложениями.
Специальные игры целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и включают :
- потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные и др.;
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, пересказывание их детьми;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
- демонстрацию диафильмов;
- игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание простых загадок;
- игры направленные на развитие мелкой моторики.
Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи, в то же время, каждый вид вносит в этот процесс свой специфический вклад.